Формирование функциональной грамотности младших школьников
Международные исследования качества образования
Подготовка к проведению международных исследований PIRLS
Презентация проекта Открыть
Паспорт проекта Открыть
План управления проектом Открыть
Приказ МБОУ "СОШ №3" О формировании и утверждении состава рабочей группы проекта "Формирование функциональной грамотности младших школьников Открыть
19 ноября 2021 года в МБОУ «СОШ №3» Алексеевского городского округа состоялся семинар «Современные подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников».
Цель: совершенствование профессиональных компетенций учителей начальных классов в области формирования функциональной грамотности младших школьников.
В ходе семинара заместитель директора Пиличева Ж.В. осветила вопросы формирования функциональной грамотности младших школьников в свете реализации «Дорожной карты мероприятий по обеспечению перехода на новые ФГОС НОО». В выступлении были проанализированы результаты «Онлайн-диагностики компетенций учителя по формированию функциональной грамотности у учеников».
Толстых С.Н., учитель начальных классов, представила мастер-класс «Развитие функциональной грамотности учащихся посредством приемов технологии критического мышления на уроках».
Шумакова Л.А., учитель начальных классов, в ходе проведения мастер-класса «Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках математики в начальной школе» показала приёмы формирования практических математических умений.
Борзова С.С., учитель начальных классов, представила мастер-класс «Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника средствами интерактивной образовательной платформы Яндекс.Учебник».
Учитель начальных классов Шконда Е.А. на уроке окружающего мира в 4 классе по теме «Природные зоны России» продемонстрировала приёмы формирования интегративных компонентов функциональной грамотности.
Колесник С.А., учитель начальных классов, провела урок русского языка в 4 классе по теме «Склонение имён существительных». Целевая установка учителя позволила актуализировать у обучающихся алгоритм установления склонения имен существительных.
На уроке математики в 3 классе по теме «Задачи на кратное и разностное сравнение» учитель начальных классов Качановская С.Н. представила приёмы формирования математической функциональной грамотности при работе с таблицами и диаграммами.
В ходе проведения урока русского языка в 3 классе «Правописание частей слова» учитель начальных классов Короп Г.Н. представила систему упражнений, способствующих формированию языковой грамотности младших школьников.
Борзова В.С. , учитель начальных классов, рассказала о формировании функциональной грамотности во внеурочной деятельности. В выступлении были представлены фрагменты внеурочного занятия «Здоровая пища», которые продемонстрировали использование методов, формирующих общекультурную и социальную грамотность: проблемные вопросы, моделирование ситуаций, учебный диалог.
Педагог-психолог Савченко А.Ю. рассказала о психолого-педагогическом содержании компонента функциональной грамотности. Она представила результаты стартовой диагностики обучающихся 1-х классов.
В ходе проведения семинара были выработаны рекомендации по совершенствованию профессиональных компетенций учителей начальных классов в области формирования функциональной грамотности младших школьников.
При подведении итогов участники семинара отметили актуальность и значимость представленных материалов, возможность применения полученной информации в практике работы.
24 ноября 2020 года члены рабочей группы проекта «Формирование функциональной грамотности младших школьников» Шумакова Л.А. и Толстых С.Н., учителя начальных классов МБОУ «СОШ №3» Алексеевского городского округа, приняли участие в межмуниципальном практикуме «Использование эффективных педагогических технологий для повышения качества образования в условиях реализации ФГОС общего образования».
В режиме видео-конференц-связи Шумакова Л.А. представила мастер-класс «Решение практических задач на уроках математики в начальной школе через использование технологии проблемно-диалогического обучения». Отметила, что особенность данной технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде, а дети «открывают» их сами в ходе самостоятельной исследовательской деятельности. При проблемном обучении ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Использование данной технологии позволяет расширить и углубить представление о жизни, помогает формированию практических математических умений.
Толстых С.Н. показала мастер-класс «Технология развития критического мышления как ресурс формирования читательской грамотности младших школьников». Технология способствует развитию мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений). Учитель отметила, что технология развития критического мышления позволяют проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
Технология проблемного диалога и технология развития критического мышления являются «современными технологиями деятельностного типа», способствуют успешному формированию функциональной грамотности школьников, достижению ключевых и предметных компетенций на уроках в начальной школе.