Формирование функциональной грамотности младших школьников

Автор: Администратор.

Международные исследования качества образования

Подготовка к проведению международных исследований PIRLS

Презентация проекта Открыть

Паспорт проекта Открыть

План управления проектом Открыть

Приказ МБОУ "СОШ №3"  О формировании и утверждении состава рабочей группы проекта "Формирование функциональной грамотности младших школьников  Открыть

19 ноября 2021 года в МБОУ «СОШ №3» Алексеевского городского округа состоялся семинар «Современные подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников».

Цель: совершенствование профессиональных компетенций учителей начальных классов в области формирования функциональной грамотности младших школьников.

В ходе семинара заместитель директора Пиличева Ж.В. осветила вопросы формирования функциональной грамотности младших школьников в свете реализации «Дорожной  карты мероприятий по обеспечению перехода на новые ФГОС НОО». В выступлении  были проанализированы результаты «Онлайн-диагностики компетенций учителя по формированию функциональной грамотности у учеников».

Толстых С.Н., учитель начальных классов,  представила мастер-класс  «Развитие функциональной грамотности учащихся посредством приемов технологии критического мышления на уроках».

Шумакова Л.А., учитель начальных классов, в ходе проведения мастер-класса «Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках математики в начальной школе» показала приёмы формирования  практических математических умений.

Борзова С.С., учитель начальных классов,  представила мастер-класс «Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника средствами интерактивной образовательной платформы Яндекс.Учебник».

Учитель начальных классов  Шконда Е.А. на  уроке  окружающего мира в 4 классе по теме «Природные зоны России»  продемонстрировала  приёмы формирования интегративных компонентов  функциональной грамотности.

Колесник С.А., учитель начальных классов,  провела урок русского языка в 4 классе по теме «Склонение имён существительных». Целевая установка учителя позволила актуализировать у обучающихся алгоритм установления склонения имен существительных. 

На уроке математики в 3 классе по теме «Задачи на кратное и разностное сравнение» учитель начальных классов Качановская С.Н. представила приёмы формирования математической функциональной грамотности при работе с таблицами и диаграммами.

В ходе проведения урока русского языка в 3 классе «Правописание частей слова» учитель начальных классов Короп Г.Н. представила систему упражнений, способствующих формированию языковой грамотности младших школьников.

Борзова В.С. , учитель начальных классов, рассказала о формировании функциональной грамотности во внеурочной деятельности. В выступлении были представлены фрагменты внеурочного занятия «Здоровая пища», которые продемонстрировали использование методов, формирующих общекультурную и социальную грамотность:   проблемные вопросы,  моделирование ситуаций, учебный диалог.

Педагог-психолог Савченко А.Ю. рассказала о психолого-педагогическом содержании компонента функциональной грамотности. Она представила результаты стартовой диагностики обучающихся 1-х классов.

В ходе проведения семинара были выработаны рекомендации по совершенствованию профессиональных компетенций учителей начальных классов в области формирования функциональной грамотности младших школьников.

При подведении итогов участники семинара отметили актуальность и значимость представленных материалов, возможность применения полученной информации в практике работы.

  

 

24 ноября 2020 года  члены рабочей группы проекта «Формирование функциональной грамотности младших школьников» Шумакова Л.А. и Толстых С.Н., учителя начальных классов МБОУ «СОШ №3» Алексеевского городского округа, приняли участие в межмуниципальном практикуме «Использование эффективных педагогических технологий для повышения качества образования в условиях реализации ФГОС общего образования».

В режиме видео-конференц-связи Шумакова Л.А. представила мастер-класс «Решение практических задач на уроках математики в начальной школе через использование технологии проблемно-диалогического обучения». Отметила, что особенность данной технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде,  а дети «открывают» их сами в ходе самостоятельной исследовательской деятельности. При проблемном обучении ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Использование данной технологии позволяет расширить и углубить представление о жизни, помогает формированию  практических математических умений.

Толстых С.Н. показала мастер-класс «Технология развития критического мышления как ресурс формирования читательской грамотности младших школьников». Технология способствует развитию мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений). Учитель отметила, что технология развития критического мышления позволяют проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

Технология проблемного диалога и технология развития критического мышления являются «современными технологиями деятельностного типа», способствуют  успешному формированию функциональной грамотности школьников, достижению ключевых и предметных компетенций на уроках в начальной школе.